Блог

Главная / Блог / 5 проблем при съемке еды на смартфон и 15 способов их решения

5 проблем при съемке еды на смартфон и 15 способов их решения

07 марта 2018 год

Автор: Вадим Закиров

Рубрика: Блог

Комментариев нет

Те, кто еще не приобрел себе фотокамеру (а таких, надо сказать, большинство), пытаются снимать еду на смартфон. С одной стороны, это правильно, так как камеры современных смартфонов «очень даже». В то же время, съемка на смартфон может нередко огорчать фуд-фотографа (ну а как еще назвать человека, снимающего еду, пусть и на мобильный?).

Я выделил некоторые моменты, которые могут рассматриваться  как проблемы при съемке еды на смартфон, а также предлагаю 15 путей их решения.

Проблема № 1. Дисторсия камеры смартфона

Камера смартфона искажает картинку, возникает дисторсия. Из Википедии: дисторсия — это аберрация  оптических систем, при которой коэффициент линейного увеличения изменяется по полю зрения объектива. При этом нарушается геометрическое подобие между объектом и его изображением. Дисторсия неприемлема в оптике, предназначенной для фотограмметрической аэрофотосъёмки и изготовления фотошаблонов.

Ниже на схеме — левый квадрат выглядит нормально, а другие — с дисторсией.

Причиной дисторсии являются камеры объективов у смартфонов — они широкоугольные. А значит, при съемке с близкого расстояния, будут возникать искажения объектов (посуды, блюд).

Решение первое. Чтобы минимизировать такие искажения, следует отходить от объекта съемки по-дальше, а потом  ненужное пространство обрезать в приложении-фоторедакторе. Да, размер картинки уменьшится, но для социальных сетей такое уменьшение практически не будет заметно.

Решение второе. Нужно подбирать правильный ракурс. Идея в том, чтобы у фотографируемых объектов была видна лишь одна плоскость. То есть, желательно, чтобы в кадре была видна только передняя часть объекта. Например, при съемке под углом 0 градусов (или около того), когда смартфон расположен на одном уровне с объектом съемки строго вертикально, искажения минимальны. И напротив, чем больше угол съемки относительно поверхности стола, тем «трехмернее» становятся объекты, и тем сильнее видны искажения.

Решение третье. Оно вытекает из второго. Идеальный способ избежать искажений — съемка в верхнем ракурсе — когда смартфон располагается под углом 90 градусов относительно стола. В этом случае все объекты выглядят плоско, а значит, и искажения будут минимальны.

Решение четвертое. Чем ближе объект к углам кадра, тем сильнее он искажается. Следовательно, если вы строите композицию из нескольких предметов в кадре, обращайте внимание на то, как выглядят объекты по краям — и если заметны искажения — сдвигайте их от углов.

Проблема № 2. Недостаточная освещенность или пересветы на объектах

Нередко на снятых на смартфон кадрах с едой можно видеть сильные «провалы» в тенях, равно как и пересвеченные блики. Такие проблемы возникают, если фотограф не уделяет внимания тому, как ложится свет в кадре. Либо снимает близко к источнику света (к окну, например), либо источник света слишком яркий.

Решение первое. Чтобы минимизировать проблемы с освещенность, за мгновение до съемки нужно посмотреть как выглядит кадр. А потом подвинуть блюдо так, чтобы они не бликовало. Да, зачастую от того, как стоит тарелка с блюдом, каким боком оно повернуто к зрителю, зависит и качество  кадра.

Решение второе. Не снимать вблизи прямого солнечного света. Нужно смягчать свет. Не просто снимать по-дальше от окна, а навешивать на окно тюль или кальку белого цвета — за счет этого тени будут иметь более размытые края, а блики не будут выглядеть белесыми пятнами.

Решение третье. Камеры смартфонов позволяют регулировать уровень освещенности вручную — нужно просто подвигать соответствующий ползунок.

Решение четвертое. Пользоваться приложениями-фоторедакторами. Если кадр сделан, и переснять его невозможно, а проблемы с пересветами или недостветами имеются,  в большинстве случаев спасет обработка фотографий в фоторедакторах-приложениях. Можно использовать приложения Photoshop или Snapseed.

Проблема № 3. Разноцветный или цветной кадр

Нередко на фотографиях еды, снятых на смартфон, можно увидеть как объект и фон имеет разные оттенки. Блюдо может быть с желтоватым оттенком, а  фон — с голубоватым. А все из-за того, что вся сцена была освещена источниками света с разной цветовой температурой. Например, комната освещена светом из окна, а на блюдо светят лампой накаливания. В результате — разноцветный кадр обеспечен. Дело в том, что у каждого источника света (будь то солнце или «лампочка Ильича») разная температура света, от которой зависит оттенок на фотографии.

Решение первое. Снимайте еду с одним источником света. Это позволит избежать разноцветности. Идеальным для съемки еды является окно, из которого льется мягкий, рассеянный свет. Старайтесь не снимать с искусственным светом (лампами накаливания или люминисцентыми лампами) — они дают в кадре посторонние оттенки.

Решение второе. Если видите, что ваш кадр голубит/желтит — в приложении для обработки фотографий найдите настройку баланса белого (WB) и подвигайте полузнок, добиваясь более естественного цвета кадра.

Проблема № 4. Цифровой шум на фотографиях

Нередко на фото, снятых на мобильные телефоны, можно видеть «зернистость» или даже «пикселизацию». Причины, как минимум, две. Во-первых, фотограф, вместо того, чтобы по-ближе пододвинуть камеру к объекту съемки, пользователь пальцами увеличивает картинку на экране смартфона. Либо, причиной ухудшения качества картинки может быть чрезмерная обработка в приложениях.

Решение первое. Не увеличивать картинку с помощью цифрового зума, а подходить по-ближе к объекту съемке (помня при этом про дисторсию).

Решение второе. Снимать в RAW. Если вы любите «поиграться»  с эффектами в приложениях, не останавливаясь на одном, то съемка в RAW формате позволит исключить потерю качества картинки при постобработке фотографий. К сожалению, пока что не все камеры смартфонов умеют снимать в RAW формате. Кстати, о том, что такое RAW для смартфонов и как с ним управляться, я рассказываю на своем онлайн-курсе по съемке еды на смартфон.

Проблема № 5. Унылый кадр

Бывает и  так, что вроде бы и свет хорошо лежит, и блюдо красивое. Но картинка выглядит скучно и даже уныло.

Решение первое. Применяйте правила композиции. Трети, ритм, диагональ, треугольники — эти композиционные приемы сделают ваше фото интереснее.

Решение второе. Разгрузите кадр. Возможно, в погоне за красотой, вы перенасытили свой кадр реквизитом — там и столовые приборы, и ингредиенты, и цветы, и даже руки. Много — не всегда хорошо, особенно это касается фуд-фотографии. Во-первых, большое количество реквизита попросту отвлекает от блюда. Во-вторых, есть необходимость  композиционного «вписывания» реквизита в кадр, а с большим количеством предметов — это сделать всегда сложнее.

Решение третье. Используемый реквизит играет не последнюю роль. Какой фон вы используете? Сочетается ли посуда с блюдом? Сочетается ли посуда между собой? На все эти вопросы нужно отвечать, когда строишь свою фуд-композицию. Невнимание к подбору реквизита приводит к тем самым унылым кадрам. Если говорить о посуде, то лучше, чтобы она была простой, без характерных «советских» узоров. На заднем фоне не должно быть ничего лишнего. Белая стена — идеальный фон на все случаи жизни. А фон-столешницу можно заказать у мастеров или сделать самому. Из деревянных досок или покрашенного матовой краской ДСП.

И еще одно, вполне эффективное решение проблем, связанных со съемкой еды на смартфон существует — онлайн-курс по мобильной фуд-фотографии. На нем я подробно рассматриваются все проблемы, связанные с мобильной съемкой еды, и наглядно показываю все пути их решения. Курс подойдет для владельцев смартфонов любых марок. Поэтому, если вы не знаете, как красиво фотографировать еду (для того же инстаграма) на ваш телефон — нужно просто этому научиться.

Поделиться: