Блог

Главная / Блог / Какой источник света лучше для съемки еды?

Какой источник света лучше для съемки еды?

22 марта 2019 год

Автор: Вадим Закиров

Рубрика: Блог

Комментариев нет

Начнем с того, что источники света, используемые для съемки, делят на естественные и искусственные. Естественный источник — это, конечно же, солнечный свет. Проникая через окно и попадая на объект съемки сбоку, он мягко освещает еду, подчеркивая ее текстуру.

Но солнечный свет вполне может быть жестким, если композиция будет освещаться прямыми солнечными лучами или стоять близко к ним. В итоге, мы получим жесткие тени с четко очерченными краями. Такой свет используют иногда в некоторых фотопроектах. Он создает ощущение трапезы на открытом воздухе (даже если съемка ведется в помещении).

Но в большинстве случаев фуд-фотографы и фуд-блогеры предпочитают, чтобы объект съемки был освещен мягким рассеянным светом. Добиться этого очень просто — достаточно снимать еду, располагая ее по-дальше от прямых солнечных лучей. Либо, можно дополнительно рассеять свет с помощью a) тюли, b) пергаментной бумаги, прикрепленной к стеклу, ну или c) профессиональных рассеивателей:

Image result for профессиональные рассеиватели света

Пока вы снимаете для своего фуд-блога — вполне можно обходиться естественным светом. Потому что съемки, скорее всего на не так часты и не так продолжительны, как у коммерческих фотографов. На самом деле, со светом из окна можно получать шикарные снимки. Но все же, есть и несколько проблем, с которыми связаны съемка с натуральным светом.

Во-первых, им трудно управлять. Интенсивность света и его цветовая температура меняются в течение всего дня. Стало пасмурно — нужно менять настройки камеры (открывать диафрагму или увеличивать ISO), чтобы композиция была освещена нормально.

Во-вторых, ни о каких съемках в вечерний период говорить не приходится. В распоряжении фотографа, снимающего с натуральным светом, есть только световой день. Конечно, это не приемлемо для большинства коммерческих съемок, которые нередко начинаются поздно вечером или рано утром. А иногда проходят и ночью.

В-третьих, съемка с естественным светом не всегда подойдет для стоковых фуд-фотографов. Так было в моем случае. Поскольку я начинал снимать еду для фотостоков еще будучи работником по найму, то съемочным временем у меня были вечерние и ночные часа. Здесь без искусственного света никак не обойтись.

Все источники искусственного света принято делить на постоянные и импульсные.

Постоянные источники — это все, что светит постоянным светом. От настольных ламп до специальных светодиодных источников. Если говорить о сколько-нибудь серьезном подходе к съемке, то выбирать в качестве источника искусственного света лучше всего осветитель с люминисцентной лампой. Это может быть одна лампа или несколько:

Конечно, такие источники можно использовать лишь в сопровождении стоек, на которых крепится осветитель и софтбоксов, призванных рассеивать свет и смягчать его. Советую использовать софтбокс прямоугольной формы — с ним блик на снимаемом объекте выглядит интереснее, особенно если это касается съемки напитков или продолговатых предметов/еды.

Размеры прямоугольных софтбоксов можно встретить разные: 90 на 120, 50 на 70 или 60 на 90. Я бы рекомендовал брать последний вариант. Для съемки с постоянным светом, в принципе, может хватить и одного источника на стойке, если, к тому же, использовать с другой стороны отражатель. Но если вы хотите быть уверены в том, что сможете осветить большие композиции,  то лучшим решением будет покупка двух источников. Если брать самый простой вариант, то на Aliexpress, к примеру, можно купить два таких осветителя в комплекте примерно за 100 долларов.

В фуд-фотографии не используются постоянные источники освещения, в которых свет исходит от галогенных ламп  — они быстро нагреваются, нагревают воздух в помещении, что губительно для большинства фуд-фотосъемок. Зелень вянет быстрее, еда покрывается подсохшей коркой.

Большим преимуществом использования постоянного света в фотосъемке является то, что можно заранее увидеть какой светотеневой рисунок получится в результате съемки. При съемке с фотовспышками это сделать гораздо труднее (иногда помогает так называемый «пилотный» свет — это лампы постоянного света, которыми оснащаются студийные вспышки).

И еще одним преимуществом постоянного света является то, что вы можете использовать его для съемки видеороликов.

Но чаще всего фуд-фотографы работают не с постоянными, а с импульсными источниками света. К ним относятся студийные фотовспышки (моноблоки) или накамерные вспышки, которые, конечно же, нужно устанавливать на стойки, а не в «горячий башмак» фотокамеры.

Image result for импульсные источники светаImage result for импульсные источники света

 

 

 

 

 

 

Вот несколько преимуществ работы с импульсным светом:

  • импульсные источники более мощные, даже при небольших размерах ( в то время как, источники постоянного света напрямую зависят от размеров, чем ярче освещение – тем больше оборудование)
  • считается,что у импульсных источников лучше цветопередача (впрочем, по этому вопросу можно встретить разные точки зрения)

Аналогично источникам постоянного света, использование импульсных невозможно без стоек и софтбоксов. Здесь применимы все советы по поводу выбора софтбоксов, указанные выше. 300 джоулей — такова мощность студийной вспышки, достаточная для съемки еды. В арсенале лучше иметь не один, а два моноблока — это позволит подсвечивать тени, освещать задний план в больших композициях. Что касается использования накамерных вспышек,  то их вполне можно использовать в съемке еды. Другое дело, что для нормального освещения всей композиции может потребовать две или более вспышки — все же, мощности у них может не хватить.

С другой стороны, накамерные вспышки замечательно замораживают движение в кадре. Тогда как, чтобы добиться заморозки движения с помощью моноблоков потребуется вложить немалые суммы в покупку дорогостоящих источников. Да, большинство дешевых студийных вспышек не могут заморозить движение в кадре, но это, пожалуй, их единственный существенный минус. И если перед вами не стоит задача замораживать движение (скажем, брызги воды или сыплющуюся сахарную пудру или муку), то можно остановиться на покупке импульсных источников таких производителей как Falcon Eyes, Godox или Jinbei. К примеру, студийный моноблок Godox в комплекте со стойкой и софтбоксом на Aliexpress стоит около 200 долларов США.

Подводя итог, можно сказать, что начинать съемку фуд-фото вполне можно, даже не имея специального осветительного оборудования. Хорошее окно, завешенное белым тюлем — этого достаточно. С другой стороны, если фуд-фотографию рассматривать как бизнес, то без покупки осветительного оборудования вряд ли обойдешься.

А если вы подумываете работать с фотостоками, то, помимо навыком работы со светом, немаловажно и понимание того, ЧТО именно продается на фотостоках и КАК именно это нужно снимать. Об этом вы можете узнать на Фотостоковом марафоне, запись на который скоро закончится. За подробностями — сюда.

Поделиться: