Какой свет выбрать для съемки еды

Какой свет выбрать для съемки еды

Фуд-фотографы делятся на 2 категории. Одни предпочитают использовать только солнечный свет из окна, заявляя, что искусственный свет портит картинку. Другие же, напротив, будут доказывать, что нет ничего лучше, чем снимать еду с искусственным светом. Кто же прав?

На мой взгляд, правы обе категории фуд фотографов, так как каждый источник освещения, будь то солнце или моноблоки, имеет свои недостатки и преимущества.

Но прежде чем говорить о преимуществах, нужно определиться в понятиях, что же такое натуральный свет и искусственный. Под естественным светом в фуд-фотографии понимается свет, излучаемый солнцем. Искусственный же свет может исходить от таких источников как студийные вспышки, портативные вспышки, LED-источники, а также обыкновенные лампы освещения.

Преимущества и недостатки солнечного света

Во-первых, солнечный свет непостоянен. Он имеет разную цветовую температуру – утром одну, а днем – другую. Как это влияет на фотографию? Да просто на ваших фото будут появляться разные оттенки, если съемка длится весь день.

Хорошо, разные оттенки, ну а в чем сложность? А сложность в том, к примеру, что в ходе постобработки в том же Adobe Lightroom, будет трудно применить одну и ту же коррекцию баланса белого ко всей партии фотографий, так как баланс белого на всех фото будет разный (опять же, если говорить о съемке в течение всего дня). Впрочем, это не самое страшное, на самом деле.

Гораздо хуже, на мой взгляд, дело обстоит с тем, что во время съемки придется постоянно менять настройки экспозиции. Зашло солнце за тучи – открываем шире диафрагму или удлиняем выдержку. Вышло из-за облаков – опять менять настройки. Очень неудобно. И если для фуд-блогеров, которые снимают за раз, как правило, одно блюдо, это может и не составить труда, то для коммерческой фуд фотографии постоянная смена освещенности это серьезная проблема.

Во-вторых, снимая с солнечным светом, очевидны ограничения по времени съемки, световой день не резиновый, поэтому, невозможно запланировать съемку на вечернее, или, тем более, на ночное время. С луной не поснимаешь!

В-третьих, солнечный свет нужно рассеивать (впрочем, как и искусственный). С прямыми солнечными лучами или в очень яркий день хороших кадров не получишь. Нужно, как минимум, завесить окна тюлем или воспользоваться профессиональными решениями (рассеивателями).

В-четвертых, снимая со светом из окна, штатив крайне рекомендуется. Без него очень трудно избежать смазов на фото (особенно при съемке на ISO 100, когда выдержки приходится устанавливать относительно длинные).

Не смотря на минусы, неоспоримым преимуществом натурального света является более ровный светотеневой рисунок – тени и блики на еде, снятой с солнечным светом, более ровные, мягкие. Картинка выглядит менее контрастной, «спокойной», нежели при использовании искусственного света, прежде всего вспышек.

Преимущества и недостатки искусственного света

Когда я говорю про искусственный свет, то, прежде всего, имею в виду съемку с помощью студийных импульсных вспышек. Впрочем, студийными их называют весьма условно, так как сейчас такие вспышки вполне можно поставить и дома, тем более, что для фуд-фото особо мощного оборудования не требуется (хватит и 300 ДЖ на вспышку).

Что касается использования постоянного света для фуд-фотографии – то это явление более редкое. Чтобы хорошо просветить объект и задний фон в композиции, потребуются большие LED-панели, так как другие источники постоянного света (пусть более мощные) нагревают воздух вокруг объекта съемки, и еда «не доживает» до конца съемки. Что касается использования обыкновенных ламп освещения для съемки еды, то это явление характерно больше для фуд-блоггеров, чем для профессиональных фуд-фотографов.

И если использовать лампы освещения в фуд фото, то лучше выбирать энергосебергающие, да по-мощнее – чтобы избежать желтых оттенков на фото. Ну и конечно, не стоит использовать лампы накаливания в фуд фотографии. Фотографии будут иметь «непередаваемый» оттенок, характерный для лампочек «Ильича».

Что качается съемки с портативными (съемными) вспышками, то этот вариант освещения – вполне приемлемый, за тем лишь исключением, что они (вспышки) маломощные. И чтобы осветить большую композицию и снять фото в «высоком ключе», одной вспышкой (и даже двумя) вы вряд ли обойдетесь.

Поэтому, на мой взгляд, самым оптимальный источником искусственного освещения в фуд-фотографии являются импульсные моноблоки.

Какие же проблемы возникают при использовании импульсных моноблоков?

Во-первых, их нужно приобрести. В принципе, для съемки еды хватит и 2-х моноблоков. Цены начинаются от 80 долларов за образец китайского производства, какой-нибудь Jinbei.

Во-вторых, помимо собственно моноблока, потребуются модификаторы света (софтбоксы, стрипбоксы), а также стойки, синхронизаторы.

В-третьих, придется потренироваться, прежде чем приступать к съемкам. Например, нужно знать, что такое выдержка X-синхронизации (чаще всего это 1/125-1/160 сек.), неправильное установление которой приведет к появлению черной полосы на фото – эта шторка фотокамеры. Снимать с импульсным светом нужно в режиме «М», то есть ручном режиме, заботясь при этом, лишь об установке диафрагмы.

В-четвертых, вспышки, вместе со всем оборудованием, весят немало. И если для мужчин это не будет проблемой, то прекрасной половине человечества придется поднатужиться, перетаскиваю софтбокс со стойкой с одного места на другое.

Не смотря на некоторые сложности в использовании моноблоков, которые легко устраняются за пару-тройку часов тестовой съемки и «ковыряния» в настройках вспышки, съемка с такими источниками света имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Преимущества использования импульсных моноблоков.

Во-первых, вы можете не использовать штатив и снимать «с рук». Импульса вспышки хватит для того, чтобы заморозить движение рук во время спуска затвора камеры.

Во-вторых, снимая со студийными вспышками, вы получаете подконтрольный вам источник света – вы сами, а не облака на небе регулируете мощность вспышки. Можете устанавливать ее в нужное вам положение, добиваясь того или иного рисунка бликов или тени.

В-третьих, вы можете снимать в любое время дня и ночи.

В качестве одного из минусов съемки еды с искусственным импульсным светом можно отметить более жесткий светотеневой рисунок, даже при использовании светорассеивателей (тех же софтбоксов). Но здесь уже дело вкуса – многим (и мне, в частности) светотеневой рисунок, получаемый при съемке моноблоками нравится.

Так что, как солнечный свет, так и искусственные источники освещения хороши по-своему, и фуд-фотографам крайне рекомендуется уметь управляться с обоими. Ну а для профессиональных фуд-фотографов без искусственных источников света просто не обойтись.

Самая подробная информация об оборудовании, необходимом для съемки еды, а также о работе со светом, композицией и реквизитом, и даже о заработке на фотостоках – есть в курсе по фуд-фотографии и заработку на ней.

Подписаться на новые статьи
Фотошкола в инстаграм