Гармония композиции в фуд фотографии

Гармония в композиции фуд фотография

Композицию в фуд фотографии можно понимать в широком и узком значениях. В широком смысле композиция это набор элементов (форма, цвет, свет), которые, взаимодействуя друг с другом определенным образом, ведут к визуальной гармонии. В узком же смысле под композицией понимают расположение объектов в кадре.

В этой статье я хочу показать каким образом можно прийти к итоговому кадру, через работу с композицией в узком значении этого слова. В приведенных мной ниже примерах световая схема и цветовые сочетания оставались одинаковыми, менялось лишь расположение объектов в кадре и позиция камеры.

Я задумал сфотографировать тёрен – родственник сливы, только более мелкий и менее облагороженный, чем его старшая сестра. Благо, что рядом с домом растет куст с этими кисло-сладкими плодами, и глядя на эти ягоды, в голове почти сразу сложилось видение композиции и ее элементов: плоды, тарелка, льняная салфетка и деревянные фоны. В качестве световой схемы мной использовано боковое освещение с источником света слева, съемка велась «в низком ключе». Еще один момент – посудой у меня выступала стальная чашка из детского набора «юный повар». Также в кадр для придания ему «жизни» я добавил ветку вишневого дерева, родная ветка тёрена выглядела слишком пожухлой.

Всего было отснято около 50 кадров, прежде чем я остановился на итоговом, который вы можете видеть в самом конце статьи. Однако, чтобы не утомлять вас описанием всех 50 отснятых мной картинок, я сократил их до 10 самых ключевых.

Итак, ниже в статье показаны разные варианты композиции, а под фотографиями – мои комментарии к ним с описанием логики работы с объектами в кадре.

Вариант 1
На фото ниже, композиция представляет собой вертикальный кадр. Все внимание зрителя концентрируется на посуде с плодами. Больше половины кадра здесь занимает негативное пространство – пустой задний фон, в качестве которого использована фанера, окрашеная темной краской.

Первый вариант композиции в кадре

В целом кадр мне понравился, однако, я решил несколько убавить количество негативного пространства. Дело в том, что не всегда зрителю понятно наличие пустого места в кадре, и дабы сделать картинку более традиционной, я немного поменял положение камеры.

Второй вариант композиции в кадре: поменял положение камеры

Вариант 2
Как вы можете видеть, визуально посуда с плодами переместилась по горизонтали ближе к центру кадра, количество негативного пространства сверху уменьшилось. В то же время, снизу стало видно больше деревянного фона, который в кадре смотрится вполне органично. Посуда с плодами смещена вправо по вертикали, в результате чего выстроилась композиция почти что по правилу третей.

Второй вариант композиции в кадре

Вариант 3
Обратите внимание у чашки есть длинная ручка, поэтому, немного повернув посуду против часовой стрелки, я задал в кадре направляющую диагональную линию. Такая восходящая диагональ, заданная самой посудой, делает кадр более динамичным. Таким образом, если вы хотите добавить в кадр немного экспрессии, используйте диагональные линии, которые вы можете создать из реквизита, уже находящегося в кадре, или добавляя новые элементы.

Вариант 4
Для тех блюд, которые как бы «возвышаются» над посудой, в данном случае тёрен лежит горкой, вполне можно использовать угол съемки в 0 градусов или около того. В этом случае объект съемки находится почти вровень с объективом. В то же время, в кадре вновь появляется негативное пространство. Этого пространства будет заметно меньше, если объект съемки высокий – ваза, бутылка или торт на тортовнице.

Такой ракурс не подходит для плоских блюд, например, яблочный пирог или суп, так как в кадре будет видна либо только посуда, либо боковая часть блюда, которая не даст представления о еде в целом. Кстати, подобный ракурс съемки под 0 градусов очень хорошо подходит для съемки на смартфон, такое положение телефона позволяет существенно уменьшить искажения, которыми часто сопровождается съемка на мобильный.

Четвертый вариант композиции в кадре

Вариант 5
Следующей моей задумкой стал кадр в горизонтальный ориентации, такой формат кадра был выбран из-за того, что в композицию был добавлен новый элемент – кофеварка. В вертикальный кадр гармонично вписать чашку с плодами и кофеварку не получилось. Правда, можно было бы отойти от композиции по-дальше, но в данном случае это невозможно, поскольку из-за небольшого размера заднего фона в кадр могла попасть не фотогеничная стена, к которой этот самый фон был прислонен.

В этом варианте вы можете заметить, что кофеварка существенно перетягивает на себя внимание, благодаря своей массивности, длинной ручке и яркому блику. Нужно было найти ей какое-то другое место в кадре.

Пятый вариант композиции в кадре

Вариант 6
В этом варианте кофеварка была перенесена в левую часть кадра, туда где меньше света. В итоге, блик стал менее ярким, турка не так сильно выделялась своей массивностью. Однако, полностью проблема не была устранена – ручка у кофеварки никак не хотела становится менее заметной, возвышаясь над чашкой с тёреном.

Шестой вариант композиции в кадре

Вариант 7
Здесь ручка от турки была повернута к заднему фону. В результате она стала менее выраженной, однако, все же слишком сильно выделялась на темном фоне.

Седьмой вариант композиции в кадре

Вариант 8
В этом варианте пришлось пойти еще дальше отвернуть ручку кофеварки влево. В результате удалось избавиться от визуального «давления» ручки на главное блюдо. И еще, можно заметить, что на фотографии появился ритм, задаваемый с одной стороны – ручкой от чашки, в которой лежат ягоды, а с другой стороны – ручкой кофеварки. Чтобы еще больше проявить этот ритм, я изменил положение камеры – поднял ее выше и наклонил примерно под углом 45 градусов. В итоге родился новый вариант композиции:

Восьмой вариант композиции в кадре

Вариант 9
Итак, положение камеры относительно композиции было изменено. В этом кадре был ритм, заданный ручками посуды, хорошо прорисовывалась диагональ, формируемая тремя объектами – веткой, чашкой с фруктами и джезвой. К тому же, на переднем плане в зоне размытия стали отчетливее видны две ягоды, которые, вкупе с главным объектом и ветками композиционно формировали треугольник.

Единственное, что мне не нравилось в этой композиции это то, как лежит текстильная салфетка на заднем плане справа, она выглядела слишком плоско:

Девятый вариант композиции в кадре

Вариант 10
Салфетку я немного примял таким образом, чтобы она обрамляла деревянный брусок, к которому была прислонена вишневая ветка, и получилась финальная композиция:

Финальный вариант композиции в кадре

Помимо варианта с кофеваркой мной был снят еще один натюрморт, где вместо кофеварки использовался графин с водой. Он был менее заметен, чем кофеварка, в тоже время, как мне показалось, он выглядел более «тонко», чем бликующая джезва, тем самым добавляя картинке налет таинственности.

Подытоживая, отмечу, что в любой фуд-фотографии композиция имеет одно из ключевых значений. Композиция подчиняется своду определенных правил, нужно лишь научиться их правильному применению, а также не забывать о том, что порой правила можно нарушать.

Если вы хотите научиться снимать гармоничные фуд фотографии для своего блога или фотостоков следуя, а иногда и нарушая правила композиции, записывайтесь на курс композиция в фуд фотографии, там вы многому научитесь!

Подписаться на новые статьи
Фотошкола в инстаграм