Блог

Главная / Блог / Свет, композиция и реквизит. Что главнее в фуд-фотографии?

Свет, композиция и реквизит. Что главнее в фуд-фотографии?

27 апреля 2019 год

Автор: Вадим Закиров

Рубрика: Блог

Комментариев нет

Если вы твердо намерены стать фуд-фотографом, ну, или хотя бы научиться красиво фотографировать еду для своего блога, вам нужно будет освоить эти три категории — работу со светом, композицией и реквизитом, потому что без них добиться качественной фуд-фотографии вряд ли получится. Но что является главным в фуд-фотографии? Без какого из этих элементов можно жить, а какой из них является обязательным?

Попробуем разобраться.

Да будет свет!

Начну со света. Как вы думаете, так ли уж важно нормально освещать объекты во время съемки? Ниже вы можете видеть две фотографии, снятые с неправильной экспозицией:

 

На фотографии слева очевидный пересвет. На ней не видно заднего фона и скатерти (они слились), часть яблока, расположенная ближе к источнику света (слева) выглядит абсолютно белой, а весь кадр будто покрыт белой пеленой.

Фотография справа, напротив, выглядит недосвеченной. Лишь с трудом можно угадать, что на столе лежат яблоки. Правая часть фруктов очень темная, почти черная, непонятен их цвет и текстура, неразличим рисунок на кожуре.

Сверху на заднем фоне кадра — черный ореол, который визуально загрязняет фото и придает неприглядный вид вполне аппетитным по своей сути фруктам.

А вот так выглядит фото с правильной экспозицией — когда света и тени сбалансированы, нет провалов в черный цвет и нет белесой пелены на картинке. Блики от бокового света из окна лишь подчеркивают форму, а тени создают объем.

Таким образом, назрел первый вывод. Правильно освещая объект съемки, вы добиваетесь нормального восприятия зрителем вашей картинки. Фрукты (если говорить о примере выше) воспринимаются цельно, видна их форма и текстура, а также объем.

Впрочем, не каждый свет делает еду объемной — более подробно я рассматривал этот вопрос в заметке о световых схемах.

И еще нужно отметить, что фотографии с сильными и глубокими тенями не всегда воспринимаются как брак. Порой сильные тени — это творческий прием, который фотографами используется намеренно для придания фотографии большего драматизма или загадочности.

Ее величество композиция

Так ли важна композиция в кадре? Как воспринимаются объекты съемки, снятые с разного расстояния и под разными ракурсами? Посмотрите на две фотографии ниже.

На первой фотографии яблоки сняты крупным планом — так, что по бокам кадра практически отсутствует расстояние от яблок и до границы кадра. Создается ощущение, что фрукты зажаты в пространстве, им тесно находиться друг с другом.

На второй фотографии, напротив, яблоки находятся далеко от камеры — так фото воспринимается лучше, хотя, многие решат ( и не без основания), что расстояние между камерой и объектом съемки слишком велико.

  

 

 

Или еще две фотографии:

На этой паре фотографий тоже имеются кое-какие проблемы. На левом фото яблоки раскинуты по всей плоскости кадра  — они разрознены, между ними нет связи — такое ощущение возникает из-за слишком большого пустого пространства между фруктами. Один из фруктов прижат к правой границе кадра и слегка обрезан, что тоже не добавляет фотографии гармонии.

На правой картинке, напротив, яблоки, находящиеся на заднем плане настолько прижаты к первому, что их практически невидно. Они вроде бы и есть в кадре — вот только зачем они здесь, какие ощущения должны передавать- непонятно.

Ну и, наконец, на этой фотографии каждое яблоко находится на своем месте. В кадре есть «воздух», объекты не зажаты, есть небольшие расстояния между ними, и весь натюрморт воспринимается целостно:

Вывод. Расположение объектов в кадре, расположение камеры относительно объектов (ракурс) влияет на восприятие картинки зрителем, но в меньшей степени, чем свет. Конечно, есть разные композиционные приемы (о них подробнее — в этой заметке), руководствуясь которыми вы добьетесь получения гармоничных с точки зрения композиции кадров. В тоже время, в композиции много субъективного. Поэтому одна и та же картинка разными людьми может восприниматься по-разному — все зависит от предпочтений и мироощущения конкретного человека.

Реквизит. Скорее да, чем нет

Третьим элементом красивой фуд-фотографии является реквизит — он формирует ауру кадра, создает историю. Не зря же в свадебной фотографии съемки стараются проводить в красивых местах — окружающая обстановка влияет на настроение в кадре. То же самое касается и фуд-фотографии — то, какими фонами окружена еда, какая посуда используется — все это будет отражаться и на том, как выглядит еда в кадре.

Сравните, к примеру, две фотографии, о которых я уже говорил выше:

При схожести композиции и одинаковой световой схеме фотография справа смотрится лучше, чем левая картинка. Причина — фоны. На левой фотографии некоторый диссонанс возникает из-за разницы цвета скатерти и стены. Скатерть  — хоть и белая, но с холодным оттенком, тогда как задний фон — более теплый. На правой фотографии использованы фоны, дающие одинаковую цветовую температуру в кадре, и из-за отсутствия разницы в оттенках, значение фона отходит на второй план, и все внимание уделено главному объекту.

Конечно, это не означает, что фон-столешница и задний фон должны быть одинаковыми. Здесь лишь следует вывод, что в фуд-фотографии фоны тоже влияют на восприятие картинки, равно как и другой реквизит — посуда, столовые приборы. Последние не просто подчеркивают блюдо, но еще и формируют в кадре историю, без которой картинка может смотреться  безжизненно.

В этом кадре соединились воедино все три элемента — работа со светом, композицией и реквизитом. Благодаря синей скатерти и цветам рассказывается история. Например, о загородном доме с большим фруктовым  садом. Впрочем, в любом случае последнее слово остается за зрителем.

Таким образом, свет, композиция и реквизит создают кадр и лишь в совокупности помогут сделать вашу фуд-фотографию гармоничной.  Однако, постижение каждого из элементов — занятие не простое, потому что в каждом из них кроется много составляющих.

В то же время, после прохождения  курса по фуд-фотографии, всего за полтора месяца вы научитесь управляться с каждым из этих элементов, чтобы в итоге снимать гармоничные фуд-фотокадры для любых целей — для блога или своего бизнеса. Пройдите по этой ссылке, чтобы узнать о курсе подробнее.

Поделиться: