Мою фотостоковую деятельность я отсчитываю с августа 2013 года, когда впервые зарегистрировался на Шаттерсток.
Поиска своего стиля
И мой первый этап на стоках я бы назвал «Этапом поиска своего стиля». То, что я буду фотографировать именно еду, с этим я определился сразу, причем раз и навсегда. Конечно, периодически у меня бывали и предметные съемки, и людей я снимал, и даже пейзажи. Но все-таки, 9% моего стокового портфеля это фуд-фотографии.
Вот так выглядели мои первые загрузки и продажи на Шаттерсток:
Как видите, это были сплошь «изоляты», то есть, объекты на белом фоне. Я думаю, что в то время у всех начинающих стокеров в портфелях были изоляты, потому что съемка объектов на белом фоне считалась крайне выгодным занятием. А те, кто делал крутые изоляты разных фруктов и овощей были своего рода «небожителями» – все хотели снимать, а еще больше обрабатывать как они. Ведь в изолятах главное было не столько снять, сколько обработать фотографии. Помню, как стокеры делились своими методами «бритья» малины, у ягод малины есть маленькие волоски и вот их удаляли в фотошопе – «брили».
Тот период времени был и этапом экспериментов, я искал какие-то интересные (как мне казалось) предметы для съемки, например, есть целая серия вот с такими каплями:
Когда у меня стали появляться первые коммерческие заказы, я загружал отснятое на фотостоки, заказчики не были против. Сейчас без содрогания я на эти фотографии смотреть не могу. Но тем не менее, в ресторанах я впервые начал практиковать съемку не изолятов, а кадров с какой-никакой композицией:
Набирался я опыта в продажах на стоках не только на еде, но и на предметке тоже. И первой композиционной съемкой у меня были не продукты и не блюда, а свечи, эфирные масла и полотенца. И кстати, фотки с этой съемки пару-тройку лет отлично продавались.
Конечно, со временем некоторые стоковые кадры, которые были популярными, теряют свой потенциал. Какие-то кадры «тонут» в потоке загрузок через несколько месяцев, а другие, не смотря ни на что, долгие годы остаются «на волне» популярности.
Композиционная фотография
Следующий этап в моей стоковой карьере можно назвать «Этап начала съемки композиционных фотографий». Наснимав и загрузив на стоки порядка 1000 фото, я определил, наконец, в каком стиле мне нравится работать, от каких съемок я получаю больше всего кайфа. Моим выбором стали композиционные фуд-съемки это когда еда находится на столе в окружении каких-либо предметов и деталей.
Моей первой композиционной съемкой, которая, к сожалению, оказалась провальной по продажам, была съемка заготовок для котлет. К тому времени я более-менее научился управляться со светом, а вот композицию мне еще нужно было прокачивать.
Однако, провал этой съемки был вызван, как мне кажется, отнюдь не композиционными ошибками, а тем, что вряд ли найдется много покупателей, кому нужны фотографии сырых котлет, лежащих на сковороде:
Кстати, со стоковой композицией я в итоге разобрался настолько, что делюсь своими знаниями об этом на одном из занятий курса формула фотостоковых продаж.
А вот уже последовавшая за съемкой котлет, серия фотографий с запечённой курицей была супер успешной. До настоящего времени фото жареной курицы активно продается, и одна фото из этой сессии входит в тройку самых доходных фоток в моем портфеле.
По ключевому слову «chicken top view» эта фотография находится на первой странице, в первой строке выдачи Шаттерстока среди 300 тысяч других фото конкурентов:
Коллажи с едой
Следующей важной вехой в моей карьере фотостокера был этап длиною в несколько лет, когда помимо собственно фуд-фотографий я загружал на фотобанки коллажи. В буквальном смысле, фотостоки были завалены моими коллажами с едой.
Самое крутое в коллажах то, что для них не требовалось ничего снимать отдельно, они делаются в фотошопе из уже отснятых кадров. Коллажи я делать перестал где-то в 2017, как раз после переезда в Испанию. Однажды они мне попросту наскучили.
Как бы то ни было, но по словосочетанию «food collage» на первой странице Шаттерстока до сих пор висят 9 моих фото коллажей. Надо ли говорить, что коллажи до сих пор радуют меня своими регулярными продажами и приносят ощутимый доход. Кстати, о том, как делать коллажи, тоже будет отдельный урок на курсе формула стоковых продаж.
Еда на темном фоне
Четвертый, большой этап в моей фотостокерской деятельности можно назвать «черным», просто потому, что я стал активно использовать в съемках фотофоны черного цвета, и до сих пор на них снимаю. Хотя, честно признаться, последний год черные фотофоны были потеснены светло-серыми, под бетон.
Иногда мне задают вопрос: А какие фотографии лучше продаются, снятые на темном или на светлом фоне?
Ну, вряд ли вам кто-то с математической точностью ответит на этот вопрос. Для этого понадобилось бы одно и то же блюдо снимать в одинаковой композиции, с одинаковым светом на двух типах фонов, темном и светлом. Но такие съемки чреваты тем, что стоковые инспектора данные кадры могут причислить к категории «симиляров» (схожих), и не примут их для продажи.
Тем не менее, в статистике своих продаж я вижу как темные, так и светлые фотографии. И всем рекомендую, чтобы серию кадров снимали не на одном, а на нескольких фонах, и светлых, и темных.
Люди в моей фуд фотографии
Ну и наконец, еще один, пятый этап моей стоковой работы связан с добавлением в портфолио фотографий, на которых помимо еды присутствует и человек, правда, без лица. На этих фотографиях – мужские и женские руки, которые делают какие-либо манипуляции с едой – режут, держат, посыпают, начиняют и прочее:
Также нельзя не отметить, что в последнее время я частенько практикую съемку разного рода балансирующей еды. Все же, чтобы оставаться на стоках востребованным, нельзя законсервировать свой стиль наглухо. Нужно следить за новшествами в моде, дизайне и меди-пространстве, и привносить в свои кадры то, что сейчас в тренде.
При этом, нужно осознавать, что не все стоковые покупатели готовы использовать в своей работе фотографии, которые являются креативными. Живя в Испании, я понимаю, что далеко не всякая булочная решится использовать для своей рекламы фото с «балансирующим» хлебом, просто потому что значительная доля ее покупателей, люди преклонного возраста, которые привыкли видеть хлеб куда как в гораздо более традиционном виде.
Поэтому, мой текущий этап стоковой работы я могу назвать «Смешение стилей», когда вполне себе классические композиции соседствуют с креативными, при этом, продается на стоках и то, и другое.