Интервью с начинающим фотостокером

Как увеличить доход на стоках

Я уже упоминал в своем инстаграмме классификацию начинающих фотостокеров, которых условно можно поделить на три группы: сомневающихся, медлительных и энергичных.

Последние – самые эффективные.  Они получили первые продажи и убедились, что фотостоки действительно работают. Поэтому, в дальнейшем стокеры из этой группы что называется впряглись и начали пахать, регулярно  загружая фотографии на стоки. Они делают стоковые рывки, тестируют новые ниши, подключают новые виды контента. Они не унывают и не жалуются. Стабильно растут.

К таким людям можно уверенно отнести Анну Федорову, участницу одного из прошлых  курсов по фотостокам и фуд-фото. Совсем недавно она поделились в нашем закрытом чате, что за месяц прирост ее дохода удвоился. Меня заинтересовал такой результат, поэтому, я решил взять интервью у Анны.

Расскажи, пожалуйста о себе, откуда ты и где сейчас живешь?

Я родилась в Москве, закончила Литературный институт им. Горького по специальности драматургия, 10 лет проработала на телевидении: начинала как корреспондент и ведущая прямых эфиров и новостей, потом стала создавать программы, работала шеф-редактором и сценаристом, а также снимала разные небольшие документальные фильмы. В 2009 году я решила переехать в Италию по семейным обстоятельствам, пошла учиться на переводчика, в 2012 году получила диплом и уехала жить в «Прекрасный край, где раздается sì».

У тебя есть семья?

Да, у меня муж и двое детей, дочке 16 и сыну 10.

Где ты сейчас живешь – страна, город и как давно?

Вот уже 8 лет я живу на самом итальянском каблуке, в регионе Апулия, в городке Аветрана.

У тебя по-прежнему есть «основная работа» или ты только работаешь на фотостоки?

Вадим, ты поймал меня в очередной этап глобальных перемен. Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что именно сейчас в очередной раз меняю профессию. Итак, в 2010 году я оставила ТВ, начала осваивать профессию переводчика не только на студенческой скамье, но и на практике. И до сегодняшнего дня я официально переводчик с итальянского языка, однако, уже полтора года я живу на две профессии: фотограф и переводчик. Последний год перевожу только для старых и любимых клиентов и книги. В этом году на книжной ярмарке “Нон-фикшн” было представлено сразу две книги в моем переводе, и это финальная точка в моей переводческой карьере. С 2020 года я не буду переводить, только фото и немного преподавания (только для своих и по большой любви). Что касается фотографии: я два года снимаю семейные фотосессии, лав-стори, портреты и делаю репортажные съемки различных мероприятий.

Анна, почему ты решила заниматься стоковой фотографией? Как тебе вообще сама идея стоков?

В стоках мне нравится самоорганизация. Возможность снимать тогда, когда мне удобно, и плюс постоянное развитие. Изначально, я пошла на стоки по совету моей “крестной” в фотографии: она мне сказала одну, на мой взгляд, гениальную мысль: хочешь прокачать качество, иди на стоки. Так в процессе я, действительно, быстро выросла: продажи это отличный стимул для роста!

Для сравнения: я пришла в фотографию полтора года назад, работала только с людьми и с естественным светом. А на стоки решила пойти с едой, не имея ни малейшего понятия о фуд-фото, не говоря уже о работе с фонами, с искусственным освещением и реквизитом. Странно, для человека, который снимает людей, но скажу честно, мне было страшно заморачиваться с релизами, мне казалось, что это невероятно сложно. Сейчас я так уже не думаю.

Я оборудовала свою небольшую студию, работаю со студийным светом, начала снимать видео, улучшила свои навыки в обработке, научилась снимать сложные технически вещи: работать с огнем, с водой и делать даже маленькие фото-чудеса. Мне еще многому предстоит научиться, это очень увлекательное движение, но, оглядываясь назад, я понимаю, что за год я проделала большой путь и даже не верится, что это все про меня.

Стоки дают возможность быть независимым от внешних обстоятельств: работаю в удобное для себя время, сама выбираю темы для съемки, сама разрабатываю весь процесс: от карандашных набросков идеи и изготовления фона до подбора реквизита и приготовления еды. И все это разные грани творчества для меня, я получаю от этого кайф. Стоки это работа, которая развивает самые разные части меня: и творческую, и аналитическую – ведь без анализа продаж, популярных тем, количества загрузок, ключевых слов и описаний в стоковом процессе не обойтись. В общем, стоки для меня это пространство, которое идеально учит работать головой.

Когда ты зашла на первый сток, с какими сложностями столкнулась в самом начале?

Мой первый сток это Шаттер. И самая большая сложность была: загрузить туда фото и отправить на экзамен. Как сейчас помню: проковырялась целый день, работы загрузила, ключи с горем пополам подобрала, коротенькое описания сделала, а отправить не могу. Все ключи мешались, вместо 50, их оказывалось какое-то огромное количество, файлы не отправлялись на проверку. Сейчас мне смешно, кажется, что все так просто и понятно, но в первый раз я не знала даже куда кликнуть. В итоге, отправила на экзамен только один файл. К счастью, его приняли.

Подбор ключевых слов это была вторая проблема. Помню, как за день могла атрибутировать только 15 фотографий. И это было ужасно ;-). Третья проблема – что снимать, когда все уже снято? Выбрать тему было просто невероятно сложно. Идей не было, в голове пустота. Не хватало понимания: что такое стоки, кто покупает фотографии, где их используют, как понять, что нужно покупателям?

Тяжело ли было в самом начале, с какими проблемами столкнулась?

Знаешь, сложно было все: и где взять фоны, и как их сделать, и на каких досках лучше снимать, и как выстроить композицию, и как приготовить блюдо так, чтобы на фото оно было аппетитным, какой текстиль использовать, как обрабатывать, и еще миллионы как и что делать.

В общем, когда начинаешь осваивать новую область с нуля, то вопросов намного больше, чем ответов. И несмотря на то, что в интернете можно найти много информации, многие вещи просто не усваивались. Потому что не хватало системности: тыкаешься туда-сюда, а связать воедино не получается. Кажется, что везде одни проблемы: все надо прокачивать, а с чего начать? За что хвататься первым? Что важнее качество или количество?

К счастью, мне попалась в инстаграме информация о твоем марафоне это было то, что надо мне как новичку. Это было настоящее открытие, потому что именно в марафоне я нашла ответы на все свои вопросы: это грамотно и четко выстроенная система уроков и вебинаров и бесценная постоянная поддержка в чате. С тех пор прошел год и я только расту и расту! И знаешь, что оказалось особенно ценным это среда общения, это возможность идти вместе, делать одно дело, развиваться, делиться успехами, знать, что есть место, где понимают твои и радости, и страхи, и сомнения, где можно поделиться и всегда найдешь теплый дружеский прием.

Как я понимаю, в твоем портфолио много фуд-фотографий. Почему именно фуд?

Фуд я выбрала по двум причинам: мне нравится готовить и нравится снимать еду, также на еду не нужен релиз ;-). К тому же, по незнанию, я думала, что фуд проще, чем все остальное. О, как я ошибалась! Шишки уже набиты. На самом деле, мне нравится подчеркивать красоту в еде, даже в самых простых блюдах и ингредиентах. Иногда, попадается что-то, на первый взгляд, невзрачное, и начинаешь думать, а как это снять красиво, необычно. Кстати, местные апулийские блюда, очень часто не блещут яркостью красок – вот на них и тренируюсь.

Стоковая фуд фотография Анны Федоровой

Часто ты выкладываешь в нашем чате проданные фотографии с разными итальянскими блюдами, названий которых я даже не слышал. Ты сама их готовишь?

После твоего первого марафона, где ты рассказывал, про узкие ниши и национальные кухни, я стала целенаправленно снимать местные блюда. Многие из них я готовлю сама, а иногда пользуюсь случаем: когда наша бабушка готовит домашнюю пасту или жарит традиционные пирожки, плюшки, булочки, фокаччи – я ловлю момент и тащу себе в студию кастрюльку, миску, корзинку с едой и снимаю. Однажды, как раз я только зарегистрировалась на стоках, мы с соседом замутили приготовление сложного блюда традиционного для города Бари: запеканка из риса, мидий и картошки. Я снимала на видео весь процесс приготовления, а потом отсняла готовое блюдо. Было очень увлекательно, но, увы, видео не получилось это была первая попытка и она пошла в корзину. А фото продаются, несмотря на то, что они тоже слабого качества.

Какие фото продаются лучше, можешь ли ты выделить какую-то группу самых популярных?

Однозначно лучше всего у меня заходит апулийская кухня и все местные кулинарные традиции, эти фотографии покупают стабильно весь год. На втором месте тренды, их я начала снимать поздно только летом, зато результаты появились практически сразу. После твоего семинара по трендам в фуд-фото на 2019 год я отсняла 8 трендовых тем, продаются все регулярно и на разных стоках. Остальные темы пока выделить не могу, потому что сейчас ощущение, что портфель стал оживать и продается потихоньку все, даже то, о чем уже забыла.

Где ты снимаешь, какая камера и оборудование?

Сначала я снимала дома на кухне, а этой весной я сделала себе студию в отдельной комнате: покрасила стены, а одну стену сделала под белый кирпич. Из оборудования у меня две студийные вспышки Godox 400, рассеиватели и отражатели (по большей части самодельные), тубус, горшок с сотами, два больших софта, которые по мере необходимости превращаю в стрипы с помощью черного картона. Фотографирую я сейчас на Никон D850, на полный кадр перешла недавно, меньше года назад, и два рабочих объектива 24-70 2.8 и макро 105 2.8.

Как ты подходишь к выбору идей для съемки?

Выбор идей для съемки это как ловить рыбу в океане, где плавают необыкновенные яркие рыбки: каждая стоковая тема по-своему притягательна, и все хочется. После опыта хаотических съемок: снимаю все, что хочу и постоянно, я поняла, что у меня завал и часто этот завал не очень плодотворный. Поэтому последние полгода я планирую съемки на три месяца вперед + запас “вечных” тем. Основной костяк я снимаю строго по плану, а в свободное время снимаю какой-нибудь креатив.

Ориентируюсь на тренды, сейчас уже не только в фуд, но и немного снимаю предметную фотографию. После летнего семинара @be.trendy.stocker, я теперь слежу за ее обновлениями и включаю в свои рабочие планы новые темы.

Стоковое фото Анны Федоровой

Помимо стоков, ты еще работаешь как фотограф? Может, репортажка или свадьбы?

Я снимаю репортажи разных мероприятий: крещение, конфирмация, юбилеи, провожу индивидуальные, парные и семейные фотосессии, иногда снимаю свадьбы.

Сколько в месяц ты загружаешь фотографий?

По-разному: от 100 до 200 в среднем. Зависит от загруженности и распределения времени между стоками и другими работами.

Какие программы используешь, в чем обрабатываешь?

Я гружу на стоки Стоксабмиттером, а обрабатываю все в Фотошопе. Больше ничего не использую.

Что тебе дают стоки, и тяжело ли совмещать с другой работой?

В разные месяцы по-разному, так как я фрилансер. Летом было очень тяжело. У меня были судебные переводы, потом я переводила книгу, и найти время на съемки, обработку и загрузку было очень непросто. Точнее так, время находилось, но перевод высасывал все силы. Поэтому делала, что могла. В более спокойные периоды, когда работа организована по датам (есть дни, когда я преподаю, когда снимаю), все ритмично, и я все успеваю. В такие моменты стараюсь отснять с запасом, чтобы было, что грузить, если вдруг будет более плотный график.

На каком из стоков у тебя наибольший доход?

  • Сентябрь: Шаттер, Адоб, Фрипик.
  • Октябрь: Фрипик, Айсток, Шаттер.
  • Ноябрь: Шаттер, Фрипик, Адоб.

С каким количеством стоков ты работаешь?

Я работаю с Шаттерстоком, Адобом, Фрипиком, Дримстаймом, Депозитфотос, Алами, Бигстоком, Айстоком, недавно зарегистрировалась на Пиксте, где уже пошли продажи, кстати, тоже все тренды.

Что для тебя в стоках самое сложное?

Сейчас для меня самое сложное справиться с безумным количество идей, которые роятся в голове, и претворить их в жизнь. Мне бы хотелось иметь возможность быть одновременно в двух, а то и в трех местах, как Гермиона, в последних классах Хогвартса. Чтобы одна я снимала фото, другая я снимала видео, а третья обрабатывала.

Сложно анализировать: мозг сопротивляется, ему хочется творить, а анализ и подсчеты требуют больших энергозатрат. Потому что я еще учусь понимать, что же нужно покупателю, как сделать идеи стоковыми, как реализовать эту стоковость в картинке. И мне еще большой путь нужно проделать в этом направлении.

Не просто работать с видео: освоение технических навыков дается мне не просто, потому что я гуманитарий. Плюс потому что я только начинаю. И это чувство начала сложное, когда пробираешься через собственное незнание, когда не получается, когда в голове одна картинка, а на деле другая, когда не можешь найти ошибку – почему не выходит, где косяк, когда делаешь снова и снова – уже не думаешь, а просто делаешь.

Когда ты написала в чате нашей школы, что у тебя был резкий скачек дохода, поясни пожалуйста подробнее, чем он был вызван?

У меня рост доходов постоянный, но иногда бывают скачки: за год случилось два самых больших – первый раз по итогам марта, когда доход вырос в три раза, а второй по итогам ноября, сейчас с таким же приростом. Оба раза выстрелил Шаттерсток. Я для себя выделяю два фактора, которые сработали оба раза.

Первое, это регулярные загрузки 2-3 раза в неделю. В первом случае с фотографиями, а во втором с видео. Кстати, на видео меня тоже вдохновил фотостоковый марафон. После первого марафона я попробовала их ролики, загрузила штук 30, но потом снова ушла с головой в фото.

А на последнем марафоне у меня появилась цель: бесплатная подписка на программу Премьер. И, конечно, очень мотивировал марафонский вебинар с Александром Багно, я резко обработала все свои маленькие видео архивы и начала грузить по чуть-чуть: 20-30 роликов в неделю, иногда меньше. Потом стала снимать все, что вижу, пробуя просто научиться делать простые более-менее качественные видео.

И тут видео вдруг стали продаваться. Каждую неделю. Так как суммы с продажи видео заметно выше, чем с фото, у меня получился скачок.

А второй фактор повышения моих продаж – психологический. Оба скачка в стоковых доходах произошли благодаря проработке страхов и внутренних сопротивлений, часть из которых была связана именно с видео, у меня пошли продажи. Ощущение, что это чудо, но за чудом стоит как работа над собой, так и над увеличением портфеля.

Сколько роликов в твоем портфеле?

Мало, на Шаттере 150, на Адобе 168. Часть висит в приемке, надеюсь, что до НГ успею залить 300 на Адоб.

На что снимаешь видео, как обрабатываешь?

Видео я снимаю на фотоаппарат Никон D850, обрабатываю в Адоб Премьер.

Как ты думаешь, что нужно, чтобы не сдаться, работая со стоками? Как думаешь, тебе это не грозит?

Мне не грозит. Я упертая. Я иду вперед несмотря ни на что. Мне кажется, что если человек выбирает сознательно работать со стоками, то он будет продолжать, потому что знает, зачем ему это надо. А когда нет ясного понимания, зачем стоки, какая от них выгода, удовольствие что они привносят в жизнь, какие потребности закрывают, если стоки это не работа, а просто так, чтобы было – тогда да, сдаться очень просто. Мне интересно продолжать, я хочу узнать, а какого уровня я могу достичь на стоках.

В общем, чтобы не сдаться, нужно понимать зачем это надо, знать, какие трудности могут возникнуть и как с ними справиться, просто делать, работать над собой, над своим видением, анализировать постоянно, повышать качество своих работ, и главное – не тухнуть внутри. Нужно, чтобы огонек горел.

Анна, спасибо за интервью! Кстати, до 20 декабря продлится акция, когда курсы по фуд-фотографии и фотостокам можно купить с большими скидками!

Подписаться на новые статьи
Фотошкола в инстаграм