Основные схемы освещения в фуд-фотографии

Базовые схемы освещения в фуд фотографии

Все волшебство на фотографиях происходит из-за света. Именно то, каким образом освещена еда во время съемки, отражается на настроении, которое передает фотография. Неправильно подобранный свет делает еду скучной и безжизненной, и напротив, соблюдение правил освещения объекта сделает ваши фотографии по-настоящему красивыми.

В этой статье я бы хотел остановиться на нескольких, наиболее часто используемых в фуд-фотографии видах световых схем. Попытаюсь излагать свои мысли максимально простым языком – так, что даже человеку, который далек от фото искусства, все будет понятно. А иллюстрировать этот пост я буду с помощью совершенно обычных фотографий лимона, снятых, кстати сказать, на смартфон. Но не вид еды в данном случае важен, а то, как на лимоне будет «играть» свет и тень.

Думаю, что после прочтения этой статьи вы без труда сможете сами выставлять правильную световую схему, а также научитесь «читать» чужие фотографии, безошибочно определяя где находился источник света. Навык чтения фотографий чрезвычайно важен, поскольку позволит вам «подглядывать» за другими фотографами и использовать в своих съемках их интересные световые решения.

Итак, когда фотографы говорят о «световой схеме», то подразумевается в каком месте, или местах, относительно объекта съемки находится источник света. При этом, источником света может быть что угодно, от окна на любимой кухне до профессиональной вспышки в студии.

Боковой свет

Ниже – пример использования базовой схемы света, которая предполагает, что источник света, например окно, находится сбоку от снимаемого объекта. В данном случае вы можете безошибочно определить, что источник света находится слева от лимона это видно по яркому блику на кожуре, а также по тени, которая легла на фотофон справа от фрукта.

Боковой свет на лимоне

Данная световая схема работает в большинстве случаев. Именно используя такой боковой свет можно добиться максимального объема объектов в кадре. Что, в принципе, и требуется, когда фотографируешь еду – чтобы еда выглядела реалистично, объемно, чтобы ее хотелось взять в руки, потрогать, попробовать.

Однако, бывают случаи, когда при использовании вышеуказанной световой схемы та часть снимаемого объекта, которая находится в тени, выглядит недоэкспонированной, то есть недостаточно освещенной. Чаще всего это случается, если объектом для съемки выступают темные предметы или еда.

Для того, чтобы осветить темную часть, необязательно использовать другой источник света, тем более, что вряд ли на вашей кухне есть два окна, расположенные друг-напротив друга. Слегка осветить теневую область объекта поможет отражатель. Белый отражатель даст мягкий блик и подсветит тень. Отражатель серебристого цвета подсветит объект сильнее, чем белый.

Ниже на фотографии – тот же самый лимон, только подсвеченный справа листом белой бумаги формата А4. Хорошо заметно, что правая часть лимона и сама тень под ним выглядят светлее, чем на предыдущем фото:

Боковой свет на лимоне с отражателем

Конечно, для съемки можно купить набор отражателей. Но очень часто даже профессиональные фотографы обходятся подручными средствами. Белым отражателем может выступать белая бумага или картон, пенопласт или даже коробка из-под обуви. В качестве серебристого можно использовать зеркало или фольгу.

А вот так выглядит использованный мной отражатель – лист обыкновенной белой бумаги:

Схема съемки с боковым светом слева, лимон с отражателем

В то же время, бывают случаи, когда необходимо наоборот, углубить тени, тем самым усилить ощущение объема на фотографии. Часто это бывает нужно при съемке в так называемом «высоком ключе», когда снимается еда с использованием интенсивного освещения, а также белой или светлой посуды и фонов. В этом случае следует притенить объект с помощью черных поглощателей света.

Обратите внимание на фото ниже, здесь лимон справа выглядит гораздо темнее чем на всех предыдущих фотографиях:

Тень возле лимона стала намного темнее

Причина затемнения лимона в правой части, использование так называемого «черного флага» или поглощателя света, которым, в моем случае, выступил обыкновенный лист черного картона. Вот так это выглядит сверху:

Схема света: боковой свет слева, черный картон справа

Фронтальный свет

Если схема света №1 с боковым светом, описанная выше, очень часто применяется в съемке еды, то световая схема №2, о которой речь пойдет далее, почти никогда не используется. Здесь источник света находится прямо перед снимаемым объектом. Например, вы снимаете торт, а за вашей спиной окно. Или, что еще хуже, вы снимаете, не выключив встроенные в камеру или смартфон вспышку. Результат получается как на фотографии ниже – плоский лимон, отсутствие объема. Ведь именно сочетание света и тени дает объем в кадре. А фронтальный свет освещает лимон равномерно, следовательно, никакого светотеневого рисунка на фрукте не появляется.

Определить, велась ли съемка с фронтальным светом, можно очень просто – по характерному блику на передней части снимаемого объекта. Как вы помните, при съемке с боковым светом блик (наиболее светлая точка) находится сбоку.

Лимон с фронтальным светом

Контровой свет

Достаточно часто используемой в съемке еды световой схемой является расположение источника света сзади снимаемого объекта – контровой свет. Если мы говорим о съемке с солнечным светом, то фотографируемая еда в данной световой схеме будет находиться на столе между фотографом и окном.

Преимущество съемки с контровым светом в том, что на еде появляется объем, а также красивый блик сверху. Поэтому, очень часто такую схему света используют для съемки напитков. Ну а мой лимон в контровом свете выглядит вот так – обратите внимание на интенсивный блик сверху:

Лимон с контровым светом

Однако, при съемке с описанной световой схемой, особенно если снимаешь еду в темной посуде, может возникнут одна проблема – передняя часть еды или посуда будут выглядеть слишком темными, порой даже черными. Это и понятно, ведь объект освещается светом сзади и на переднюю часть не попадает. В этом случае нам на выручку приходят белые или серебристые отражатели, поставленные спереди снимаемого объекта, они хорошо подсвечивают его.

Например, посмотрите на фотографию ниже. Как вы наверняка успели заметить, объем на лимоне сохранился, однако передняя часть лимона выглядит светлее, чем на предыдущем фото. Все дело в белом отражателе, который немного подсветил сам лимон и тень под ним.

Лимон с контровым светом и отражателем

Задне боковой свет

Наконец, еще одной, тоже весьма часто используемой схемой света, является задне-боковой свет. В этом случае источник света занимает промежуточное положение – находится чуть сзади и немного сбоку от снимаемого объекта. Благодаря такой схеме, мы получаем красивый блик на объекте сверху, к тому же, передняя часть еды освещена лучше, чем при контровом свете. Вот как это выглядит на лимоне:

Лимон с задне-боковым светом

Конечно, помимо описанных в этой статье, есть еще масса других световых схем, особенно если говорить об использовании нескольких источников света. Тем не менее, научившись управляться с этими четырьмя, а по сути, с тремя схемами света, так как схема с фронтальным светом почти не используется, вы будете создавать в кадре волшебство – ваша еда будет выглядеть аппетитнее и ближе к зрителю за счет получения красивого светотеневого рисунка.

Нельзя не сказать и о том, что, снимая еду, следует также следить и за принципами построения композиции, ракурсами, использовании подходящего реквизита для съемки, и многими другими моментами. 

Всё это вы можете освоить, если начнёте учиться фуд-фотографии, например, на бесплатном мини-курсе, пройдя регистрацию по этой ссылке.

Подписаться на новые статьи
Фотошкола в инстаграм